субота, 29 січня 2011 р.

Музыкант и интернет

Интернет сильно помогает музыканту. Особенно тому, который хочет и умеет учиться, добывать информацию об артистах, инструментах, стилях. Тонны музыки и видео теперь как на ладони, это не может не радовать. Конечно, когда ты испытываешь недостаток в информации, потом находишь ее бездонный источник, то такое золото быстро превращается в черепки (см. пост Ценность музыкальной информации). Роль интернета в жизни музыканта неоднозначна, в связи с чем возникла идея написать этот пост.

Кроме того, что в поисковиках музыкант может найти интересную и необходимую информацию, которую ему подскажут ни друзья, ни друзья друзей, он также может стать читателем и/или участником тематических дискуссий на специализированных сайтах, благодаря чему он и сам обогатится информацией, и поможет своими наработками другим. Таким образом он реализует свои умения в социально полезной работе.

Минус специализированных тематических сообществ: чтобы найти полезную информацию, начинающему (особенно ему) нужно потратить очень много времени в слежении за темами и комментариями к ним. Но это не единственный минус. Музыкант узкого профиля обычно знает всех коллег в своем городе и, как правило, не имеет больше шансов познакомиться с другими артистами того же направления, новые люди в таких тусовках - обычно новички, страдающие недостатком информации. Когда-то таким был и сам музыкант, который теперь владеет достаточными знаниями, чтобы помочь новичкам, но ведь он и дальше хочет развиваться, но может столкнуться с ситуацией, когда никто в его местности ему уже не поможет, и надо искать помощи в других местах. В случае, когда нет возможности поехать туда, где она есть, на помощь приходит интернет.

Так музыкант оказывается привязанным к интернету, и постепенно втягивается в быстрые потоки информации - нужной и ненужной... главное, что есть поток, нахождение в нем - уже процесс. Если оторвать человека от компьютера, он будто будет вырван из жизни.

Если, например, гитарист из Украины общается с гитаристами из России и других республик на специализированных форумах, то он после порции общения очень может испытывать дискомфорт. Сел за компьютер, к примеру, в 7 вечера, просидел до 11, а то и дольше, шарясь по темам, и, с тоской выключив компьютер, думает: я искал ответ на вопрос, нашел ли я его? Один юзер там что-то по делу говорил, второй еще пару слов сказал, но это мне и так известно, остальные трепались от нечего делать. Но ведь и упомянутый музыкант на форуме оказался отчасти по той же причине.

Так проходят месяцы и годы, и каждый день музыкант, когда у него нет работы, сидит за компьютером, посещая несколько форумов и механически читая треп, с остервенением френдя новых музыкантов на фейсбуке, будто от их количества когда-то будет зависеть его задействованность в концертах. И почти нигде он не находит нужной информации об инструментах, канонах стилей, особенностях техники игры. Чаще всего он их находит на слабопосещаемых сайтах - это сканы оригинальных изданий или переведенные энтузиастами редкие и полезные пособия.

Для меня написание статьи - это событие, хотя времени нужно часа три. Конечно, если клепать картинки и аудиоприложения к статьям, то и больше. А сколько времени уходит почти каждый день на сидение в интернете, читая посты и комменты "френдов", в т.ч. тех, кого я лично не знаю и даже не узнаю?.. Даже больше, но это время уходит очень быстро. Скорость течения времени, проведенного в полезной работе, по ощущениям не так велика.

Иногда приходилось дискутировать о том, относительно ли понятие времени, считая, что оно для всех одинаково, ведь секундная стрелка движется с одной скоростью для всех, а оппоненты говорили, что от личного восприятия времени многое зависит. Сейчас мое мнение склоняется к тому, чтобы собственное восприятие времени ставить выше принятых физических величин, ведь мне интересны законы существования моего собственного мира, а в нем время течет с разной скоростью. Его течение является мерилом умения поставить цель и выполнять работу по ее достижению. Если бы мир не испытывал потребности в том, чтобы человек развивался, ни человека, ни времени бы не существовало.

Музыкант и музыка живут благодаря времени, исполняемая музыка - это в физическом смысле колебания воздушной среды, а они жестко привязаны ко времени. Это пространство, с которым музыкант знакомит других людей, и другим дается возможность посетить иные пространства, кроме офисного стола, кухни и содержимого браузера. Дома после рабочего дня нет сил воспринимать ничего кроме того, что дает массовая культура... интернет, к слову, в человеке этих сил не тренирует. Особенно, если интернет - это повседневная рабочая среда. Музыкант делает видение мира другого человека шире, и нередко случается так, что услышанная краем уха мелодия уводит человека из привычного ему пространства, она начинает крутиться у него в голове, окрашивая мысли в другой цвет; позже человек, не проявлявший интереса к музыке, начинает ею интересоваться. Музыка - это магия, интернет же помогает музыканту на ранних стадиях добыть информацию об элементарных магических приемах, но глубокому осмыслению не учит. Осмысление своего предназначения музыканту необходимо, чтобы иметь веру в то, что он зачем-то нужен другим. И не столько виртуальным френдам, которые лишний раз пришлют смайлик или нажмут кнопку "мне нравится", сколько тем людям, что случайно окажутся на твоем концерте, послушают с безучастным лицом, уйдут с концерта с таким же, но и на следующий придут.

Музыкантов интернет привлекает тем, что есть возможность стать известным хотя бы в кругах пользователей интернета, не давая концертов, но размещая ролики на сайтах видеохостинга. Эти ролики могут оказаться интересными многим пользователям, но даже когда количество просмотров достигает нескольких тысяч, это не помогает артисту реализовывать свои умения, исполняя музыку на концертах. От того, что видеоролик посмотрел один человек в Аргентине, двое в США, пятеро в Москве, двое в Киеве, один в Перми, один в Екатеринбурге, двое в Испании, создается общее количество просмотров, но это не создаст погоды в задействованности в концертах.

Многих музыкантов может вдохновлять пример таких исполнителей, как Петр Налич, который якобы раскрутился с коллективом, благодаря одному ролику в Интернете. Но не стоит сбрасывать со счетов вероятность того, что сам видеоролик вполне мог быть частью промоушена коллектива, и не все так просто, как гласит его легенда.

Интернет хорош на начальных стадиях раскрутки, когда, не имея возможности выступать на концертах, запись очередного аудио/видеоролика является мотивацией к движению вперед. С помощью ресурсов типа myspace можно заявить о себе, но для того, чтобы это заявление было эффективным, нужно постоянно посещать страницы других музыкантов и оставлять на стенах сообщения, где присутствует твое фото, видео, ссылка на сайт, этим надо заниматься постоянно и методично, но это вряд ли поможет, особенно на постсоветсвком пространстве.

Даже если музыкант на специализированном форуме познакомится с кем-то, кто сможет устроить ему концерт в своем городе, не нужно мигом на такое соглашаться. Если он не знает человека лично, не знаком с его "задвигами" и слабо представляет, чем общение с ним для него обернется, лучше с ним не связываться, если все, что о нем известно - это его имя, пол, примерный возраст, интересы и место проживания. Этого далеко не достаточно, чтобы иметь с таким человеком дело. Потому более эффективным способом заводить знакомства является участие в фестивалях, концертах, тематических тусовках. Познакомившись с музыкантом лично, потенциальный организатор какого-либо концерта более расположен пригласить на концерт именно его, чем другого музыканта, о котором он знает только из интернета. Вопросы приглашения музыкантов решаются на основе личных знакомств или советов знакомых, потому в чем интернет здесь и поможет, то это только в виртуальном, предварительном знакомстве с нужными людьми. Роль посещаемых ресурсов не стоит того времени, которое многие музыканты им уделяют, ожидая, что с их помощью что-то когда-нибудь обломится.

Не обломится, я проверял! Вот вам простые примеры.
Мои ролики просматривает немалое количество людей на youtube. Обучающие видеоролики по гитаре фламенко пользуются большим спросом - оказывается, приемами игры фламенко владеют многие, но составлять понятный обучающий видеоряд не у всех руки доходят, потому спрос на такие ролики велик. Я зарегистрирован на многих ресурсах, информация обо мне доступна и в профайлах, и на моем персональном сайте. Но все эти средства, на которые потрачена уйма времени, не увеличили моей задействованности в концертах, больше всего я ездил на гастроли в Россию, и почему? - потому что в 2004 году познакомился с организатором концертов на фестивале в Одессе. Остальные концерты, в которых я участвовал, организованы самостоятельно, интернет разве что помогает мне в их анонсировании. И, опять же, анонсы на сайтах не приводит столько людей, сколько приводит упоминание в афише знакомых фамилий - многие зрители являются постоянными, желанием прийти на концерт движут живые воспоминания о предыдущем событии.
Если кто-то из организаторов тематического мероприятия рассматривает вариант приглашения тебя или твоего коллектива, то сколько видеороликов и т.п. информации ни вышли, все равно решение будет принято только после личного общения с организатором вечеринки или агентом, который будет тебя лично рекомендовать организатору. То, что и как ты им вживую о себе расскажешь, ценнее горы видеороликов. Люди всегда больше всего тратят денег на поддержание старых и приобретение новых иллюзий, вот и музыкант, ищущий работу, часто вынужден уметь рассказывать о себе в тех красках, в каких заказчику приятно будет его представить, для многих это важнее качества исполнения.

Вот и для многих из нас иллюзии о том, что нам может дать интернет, важнее того, что он нам реально дает. Ожидаешь приятных ощущений от получения интересной информации, а чувствуешь только запах сгоревшего времени.

середа, 19 січня 2011 р.

Хосе Рамирес III о фламенко

Многим гитаристам приходиться сталкивать с нюансами конструкции гитар и их влиянием на звук, и в этой связи гитаристам интересно мнение мастеров на эти темы, так как от их подхода к элементам и методам конструкции зависит очень многое. Гитаристы и гитарные мастера - работники одной отрасли, только выполняющие разные функции, и точно так же, как многим гитаристам интересно мнение известных исполнителей по каким-то вопросам исполнительства, так же и многие гитарные мастера почитают именитых предшественников, которые заслужили себе себе имя качеством изготовления инструментов и нововведениями, принятыми теперь как стандарт.
Вполне естественно то, что требования к конструкции и звуку гитары мастера выясняют, общаясь с гитаристами. В свою очередь, многие интересные и полезные вещи могут узнать и исполнители, общаясь с мастерами.

Трудно назвать мастеров более почитаемых, чем Антонио Торрес и династия Рамирес. Хосе Рамирес III написал книгу, в которой не только изложил взгляды на гитаростроение, но и показал свое отношение к общению между мастерами, критерии выбора гитар, исполнительское искусство и многое другое. Среди затронутых тем в его книге есть тема искусства фламенко, с которой автор книги знаком очень хорошо, т.к. сам являлся ценителем фламенко, и его новые решения повлияли на теперешние стандарты конструкции гитар.
Посему привожу выдержку из этой книги.

---

Гитара фламенко является инструментом, тесно связанным со спецификой искусства фламенко. Она является важной частью этого искусства, которое погружено в традицию и которое граничит с потусторонним, и поэтому часто описывается как имеющее некое «колдовство». По этой причине гитара фламенко приняла очень мало изменений на протяжении своей истории, и все технические усовершенствования, которые классическая гитара впитывает без всяких проблем, очень редко принимаются гитарой фламенко. Большинство гитаристов фламенко продолжают доверять одному типу гитары, существующему уже почти столетие, не проходя никаких модификаций с того момента, когда эта гитара была определена в последние годы прошлого (XIX, прим. перев.) века.

Я думаю что, чтобы понять гитару фламенко, нужно знать, хотя бы поверхностно, атмосферу, в которой оно развивалось в истории. Я есть, и продолжаю быть, «aficionado» (афисионадо ‐ человек, страстно влюбленный, поклонник и фанат чего либо, футбола или боя быков и т.д., прим. перев.) фламенко. Это может показаться легким с первого взгляда, но на самом деле требуется посвящение многих лет только лишь, чтобы получить ничтожный намек на суть этого искусства, и чтобы получить право на бесценный титул «aficionado», который люди фламенко дают очень экономно. Природа фламенко жизнерадостна и предназначена для веселья и развлечения, но, по мере становления оно стало исключительно серьезным, почти несгибаемым, варьируясь от сурового скептицизма до невероятного восторга, без малейшего намека на зависть к кому‐либо, преуспевшему в этом искусстве, тем самым создав поразительную, и всегда уважаемую иерархию.

Люди фламенко весьма суеверны и это приводит к тому, что некоторые прекрасные «канты» (песни) не часто услышишь, поскольку они считаются «злосчастными». По этой же причине чистая гитара фламенко почти всегда делается из светлого дерева, в основном кипариса, и, в исключительных случаях, из клена (я имею в виду обечайки и нижнюю деку). При этом гитара, сделанная из темного палисандра, является «черной» гитарой, и поэтому приносит «злосчастье». Широко распространена вера в то, что фламенко имеет цыганское происхождение, и, хотя справедливо признать, что именно цыгане привнесли бесценные нюансы своего темперамента и творческого потенциала, не они являются основными создателями.

Происхождение фламенко относится к незапамятным временам и, согласно основательным мнениям, одним из его источников являются песни и ритмы древнегреческих ритуальных церемоний. Не стоит забывать, что Кадис и его окрестности признаны местом рождения фламенко, и он же в свое время был наиболее важной греческой колонией в Испании. С другой стороны, еврейская и арабская музыка также являются краеугольными камнями фламенко, хотя следует иметь в виду влияние греческой музыки и на эти музыкальные формы. Когда цыгане впервые появились в Испании в пятнадцатом веке, большинство их осело в Андалузии и приняло найденные здесь музыкальные формы. То же можно сказать и о большом количестве цыган, иммигрировавших в Венгрию, принявших музыку этой страны и отметивших в ней особенности своего темперамента, принеся в мир то, что сейчас известно как «цыганская» музыка. Любопытно, что венгерские и испанские цыгане и сейчас понимают друг друга относительно легко, говоря на своих древних языках (Кало или Романском (романи, romani - Е.С.)), но музыканты из венгерских цыган играют богемскую музыку на скрипках, а испанские цыгане играют фламенко на гитарах.

Невозможно проследить эволюцию фламенко сквозь прошедшие столетия; только сейчас приложены усилия, с небольшой вероятностью успеха, чтобы записать ноты такой буйной музыки, и лишь в последние годы делаются записи. Все его прошлое – нетронутая тайна: я знаю лишь несколько фраз, несколько сентенций, почти законов, помогающих мне понять это прошлое. Одна из этих сентенций такова: «Чтобы слушать настоящее фламенко, людей должно быть не больше, чем может укрыться под одним зонтом». Это заявление, должно быть, происходит из середины прошлого (XIX, прим. перев.) века, который, согласно моим знаниям, был тем временем, когда фламенко достигло высшей точки своего развития и, на основе моего личного опыта, правда этого заявления преобладает и поныне. Собрание фламенко (особенно ночью) состоит из одного гитариста, двух «кантареос» (кантаорес, Е.С.) (певцов), один из которых специализируется на песнях нижней Андалузии, а другой – на Левантинских «кантес», и двух «афисионадос». Вот правильное число людей, ‐ два гитариста возможны, если каждый из них специализируется на разных формах игры, особенно в аккомпанементе «кантес», плюс максимум три «афисионадос» (четыре уже создадут недопустимый шум).

Собрание «праздника фламенко» следует линии поведения, весьма похожей на церемонию: тихий разговор, несколько гитарных «фальсетас» (аккордов), «кантес чикос» (легкое фламенко), «кантес» более высокой категории, пока не наступает момент, когда настоящее волшебство накрывает собравшихся людей; что‐то невероятное окутывает воздух вокруг них, все видно в другом свете, поскольку начинается подъем к невиданной красоте, освещенный тусклым мерцающим светом; это когда «кантареос» (кантаорес, Е.С.) и гитаристы начинают получать большее удовольствие от своего собственного искусства, – если это возможно – чем присутствующие «афисионадос». И вот приходит момент, когда великая и глубокая песня‐«кантес» предстает во всей своей царственной торжественности, будто сквозь окно, аккомпанируемая свежим ветром; робко и украдкой входит рассвет, как будто привлеченный сотворенными здесь заклинаниями, воздух наполнен экстазом. Далекие и забытые предки бесцельно бродят здесь, выдавая свое неуловимое присутствие шепотом, проникающим в душу – отзвуками страстей, сомнений, любви, битв, жертв и героических деяний…

Все расходятся в тишине. Страшно обронить общую фразу или обычное слово, разрушив похожее на паутину, хрупкое очарование. Проснувшись несколько часов спустя, чувствуешь, как замысловатый и мучительный ритм «солеа» еще бьется в твоем сердце. Я описал фламенко так, как оно известно ныне немногим, чтобы дать возможность представить читателям, как эта форма искусства понималась в середине прошлого (XIX, прим. перев.) столетия.

---

Книгу можно скачать здесь, она на русском.

Мне особенно понравился взгляд на то, каким должно быть "собрание фламенко", т.е., как я понимаю, то, что называют "хуэрга". В общем, его слова еще раз убедили меня в том, что настоящее фламенко очень консервативно, его функция - мистический ритуал, и его место на большой сцене повлекло за собой потерю многих обязательных для этой культуры составляющих. Потому если раньше я не соглашался с разными доводами типа "фламенко - это импровизационное искусство, в нем есть свобода, можно импровизировать", и мне приходилось спорить об этом, говоря о большом количестве едва заметных, но жестких канонов, и об ином понятии импровизации, чем зачастую принято думать, то теперь спорить нет об этом нет смысла - Рамирес на этот счет высказался однозначно, и его мнение достаточно авторитетно. Слова о том, каким является настоящее фламенко, разрушает иллюзии о том, что неиспанцы в неиспании играют настоящее фламенко. Но деятельность многих именитых испанских артистов также попадает под категорию "а-ля фламенко", хотя многие их них отдают себе в этом отчет, будучи знакомыми с настоящим фламенко, но исполняемым в более узких кругах. Хотя вряд ли человек, работой которого является игра каждый день в таблао, будет всегда испытывать дуэнде, зритель чувствует некую магию, но это лишь отголоски настоящего фламенко, каким оно было в высшей точке своего развития, т.е., судя по словам Рамиреса, в XIX веке.

середа, 12 січня 2011 р.

Firedance rhythmical structure

Мне нравится анализировать музыкальные произведения, преимущественно этническую музыку, на предмет ритмической структуры. Занявшись изучением североиндийской ритмической системы и столкнувшись с фразами из нечетного количества коротких долей, появился навык восприятия длинных ритмических фраз со сложной ритмической структурой. В южноиндийской ритмической системе все еще сложнее, но о ней у меня понятие очень поверхностное.
Сегодня занимался расшифровкой структуры композиции, под которую танцует Мария Пахес в шоу "Firedance": http://www.youtube.com/watch?v=BdDD9JX-Tyg. Пришел вот к чему:

(4+3) + (4+3) / (4+3) + (4+3) /
3 + 3 + 3 + 3 / 2 + 2 /
3 + 3 / 2 + 2

Имеются в виду самые мелкие шестнадцатые доли.
Попробуйте применить эту формулу к музыке и видео, тогда будет ясна логика построения музыкальных фраз.

пʼятниця, 24 грудня 2010 р.

Как у меня появилась мастеровая классическая гитара

В январе 2010-го ездил на конкурс "Виртуозы гитары" в Санкт-Петербург, где параллельно с конкурсом гитаристов проходил конкурс гитарных мастеров. Судя по услышанным фрагментам, исполненным на гитарах работы российских и украинских мастеров, и их сравнениям, я пришел к выводу, что мастера у нас по сравнению с европейскими продвинулись недалеко.
Конкурс был событием, которое пробудило во мне желание научиться элементам классической техники. Играли там композиции и скучные, и интересные в плане и исполнения, и композиции, несколько композиций запомнились и понравились. В общем, я немного изменил взгляд на исполнение классики на гитаре. Раньше я ее совсем не догонял. Теперь понял, что я просто не слышал ранее настолько вразумительной и впечатляющей игры, какую показывали некоторые конкурсанты.

Но до дела так и не дошло - приехав, я немного поразбирал первую часть "Собора" Барриоса по видео и табам... Знаю, что классиков такой подход ужасает, но что поделаешь - я привык к извлечению нот с чьей-то игры. А потом это дело забросил и углубился в фламенко.

Летом звонит мобильный телефон, незнакомый человек представляется гитарным мастером из Черкасс, зовут Игорь Лебедь (укр. - Лебидь) который любит фламенко, старается находить информацию об игре в этом стиле, он сделал классическую гитару, которую хотел бы мне показать, хотя она еще не доведена - нет лакировки и т.д. Меня он нашел даже не на ютьюбе или на моем персональном сайте, а вконтакте через некоторых "друзей друзей". Я сказал, что мне интересно глянуть на эту гитару, хотя мое мнение вряд ли будет объективным, к тому же, я не разделяю классических понятий о тембре, привык к резкости звука гитары фламенко, а из-за "ватности" звука пропадает желание слушать многие классические гитары.

Когда мастер приехал в Киев, мы встретились, и он показал мне прототип классической гитары, посмотрев и пощупав которую, я нашел массу косметических недостатков, часть из которых, правда, была обусловлена тем, что гитара в принципе была еще "сырая", без лакировки. Слушал на улице, и звук мне показался очень тихим и глухим. Поиграл на ней несколько минут и стал потихоньку привыкать, потом возникло ощущение, что что-то в ней есть, но что - сам не могу понять, но играть постепенно становится удобнее.

Спустя пару месяцев Игорь приехал в Киев и привез эту же гитару уже в виде, более близком к готовому. Заодно и гитару фламенко, которая была уже заказана - она также была не лакирована. Так как мы встречались во время выставки музыкальных инструментов, на которой я работал на демонстрации гитар, и времени было не так много, и струн на гитаре фламенко не было, гитару фламенко я решил не щупать до полного доведения, да и к творческим потугам наших мастеров относительно изготовления гитар фламенко относился скептически. Однако тот день сложился так, что мы поехали к гитаристу Виктору Осинскому, с которым я Игоря хотел познакомить - у Виктора есть критические взгляды насчет конструкции гитар, и мне самому было интересно, что он скажет о гитарах Игоря, которому любой совет музыканта такого уровня не помешал бы.

Смотрим обе гитары дома у Виктора. Классическая гитара не произвела иного впечатления, чем летом - что-то в ней есть, но звучит тихо и глуховато. На гитару фламенко поставили новые струны, и когда я поиграл на ней, был впечатлен тембром, ровностью звука на разных струнах и фламенковой резкостью. Гитара была удачной, это действительно гитара фламенко.
Я играю на этой гитаре, а вот Виктор.
Нужно сказать, что классика на этой кленовой гитаре тоже хорошо звучала.

Спустя какое-то время Игорь сообщил, что уже завершил работу над отделкой классической гитары и хотел бы ее продать, для чего через несколько дней привез ее мне. Поначалу мне стоимость показалась завышенной. Теперь та глуховатая классика с кедровой декой и корпусом из бубинго зазвучала совсем иначе благодаря лакировке и некоторым манипуляциям. Иначе - это не то чтобы у нее стал чуть громче звук или прорезались какие-то тембра. А в смысле совсем иначе - громко и красиво.

Мне было жаль, что Игорь продает первую гитару - как бы она ни звучала, ее стоило бы сохранить для истории. Я спрашивал у нескольких знакомых насчет продажи этой гитары, но никто не предлагал возможных клиентов. Постепенно Игорь стал сбрасывать на нее цену - ему хотелось ее поскорее продать, нужны срочные инвестиции в материалы. Мне хотелось самому ее купить, но этого мой бюджет не позволял. Когда же он цену опустил ниже допустимой для ее звука, и цена стала для меня приемлемой, я договорился о том, что заберу ее сам, и теперь у меня есть классическая гитара, с помощью которой я собираюсь осваивать классическую технику. Мастер этот уже делает хорошие гитары, скоро будет делать вообще уникальные, обязательно раскрутится, и то, что я отхватил его первую гитару, мне кажется очень неплохой сделкой. Вот я на этой гитаре играю Аллеманду Баха.

понеділок, 6 грудня 2010 р.

Запись гитары: возможные проблемы и варианты решений

В этом посте я поделюсь наблюдения над процессом звукозаписи в разных условиях, с разной аппаратурой и с разными знаниями о нюансах процесса. В результате я пришел к некоторым выводам, в истинности которых неоднократно убеждался. Так как я недавно окончил работу над собственным диском, у меня появились новые наблюдения, которыми спешу поделиться.

Конечно, тема записи акустических инструментов бездонна и ее всегда есть чем дополнять. Потому если читатель поста может поделиться своими наблюдениями, он может это сделать, прокомментировав пост.

Если рассмотреть цепочку действий, в результате которых на выходе получается запись в пригодном для тиражирования на CD формате, то оказывается, что каждое звено сильно влияет на конечный результат. Это и подготовка к исполнению, и исполнение музыки в помещении, обработка на входе при накоплении, сведение и мастеринг накопленного материала. На каждый из элементов последовательности влияет как техническая база, так и человеческий фактор - умение грамотно оперировать техникой, адаптируя детали задачи под конкретный случай. Так как многие составляющие задачи нужно корректировать в соответствии с контекстом - инструментом, стилем, способом звукоизвлечения, нужно уметь подстраиваться под конкретную музыку, с чем также зачастую бывают проблемы, особенно при записи акустических инструментов. Один только вопрос качественной записи гитары предполагает огромное разнообразие нюансов звукоизвлечения, типов гитары, способов игры на ней, нюансов при накоплении существует очень много. По теме рекомендую статьи и литературу по основам музыкальной акустики и размышления звукорежиссеров типа Ф.Ньюэлла насчет проектирования студий.

Многие музыканты в определенный момент начинают задумываться о том, что неплохо бы записать свое исполнение хотя бы для того, чтобы выложить запись в интернет, и для этого начинается сбор сведений о том, как это получше и подешевле сделать. Имея компьютер, первое, о чем задумывается музыкант, - это способы записи на компьютер и необходимая для этого аппаратура. В результате поиск аппаратуры сводится к поиску оптимальной модели микрофона, звуковой карты и, возможно, предусилителя (бывают звуковые карты и со встроенным предусилителем, но иметь раздельные устройства лучше). Что касается обработки звука, то вопрос часто состоит в нахождении программ, которые будут накапливать звук, и с помощью которых можно будет производить хотя бы минимальную обработку - чистить от шумов, добавлять реверберацию, и т.п.

Преимущества такого домашнего способа записи в том, что он годится для демо-записей и для размещения своих работ в интернете. Кроме того, обрабатывая записи самостоятельно, музыкант сталкивается с большим количеством программных настроек, разбираясь в которых, начинает понимать, что не все так просто в обработке звука даже при решении таких, казалось бы, простых задач. Не имея качественной аппаратуры для воспроизведения записи, получение представления о звучании записи невозможно, для этого нужны как минимум студийные наушники или мониторы, а сами по себе эти вещи недешевы. Можно, конечно, прослушать запись на разных бытовых колонках, но такой подход неприменим в профессиональном контексте. Хотя для интернета может и сгодиться.

Как правило, поиском комплекта аппаратуры для домашней записи все заканчивается, сама же запись происходит в помещениях без нужных характеристик. Существуют варианты обшивки комнаты звукоизоляционным материалом, но вопрос проектирования помещения требует специальных знаний в этой области и сопряжен с большими затратами, которых большинство  музыкантов позволить себе не может. Потому задача сводится к двум вариантам: либо мы записываемся кое-как для демо, интернета, в целях собственной работы над звучанием и т.д., либо записываемся для CD, тогда домашние бюджетные варианты типа "микрофон - звуковая карта - компьютер" или "микрофон - портостудия" могут не подойти. Конечно, решение зависит от сферы использования результатов работы - где будет распространяться запись, но уподобляться некачественным образцам, даже тем, что в продаже, не стоит.

Кстати о портостудии: она может быть оптимальным вариантом для относительно качественной домашней записи музыкального коллектива, так как количество каналов позволяет обойтись без микшерного пульта. Кроме того, встроенные функции портостудии позволяют делать мастеринг средствами аппарата. Еще одно преимущество - во время записи она не шумит.

Записывать классическую/фламенко гитару возможно одним или двумя микрофонами (хотите - больше, но вопрос в смысле). Мои, и не только мои наблюдения показали, что лучше записывать гитару стереопарой - двумя одинаковыми по характеристикам микрофонами, такой способ позволит достичь объема звучания.

Я очень не люблю звук нейлоновых струн, снятый с помощью пьезодатчика, и призываю к отказу от такого способа записи. Бывают комбинированные варианты - пьезодатчик + микрофон, датчик снимает атаку, а микрофон - тембр, такой способ применим для концертов, живых записей, но целесообразность таких вариантов упирается в качество инструментов и врезанной электроники, и зачастую они связаны с приобретением дорогих инструментов с "родной" электроникой. С помощью пьезодатчика снимать звук гитары можно тогда, когда гитара имеет слабый натуральный звук и/или нет качественных микрофонов, а записаться как-то надо. Нужно учитывать возможный разброс громкости на разных струнах при извлечении с одинаковой силой, он может создавать проблемы как при записи, так и на концертах. К счастью, я не слышал, чтобы исполнение испанскими гитаристами фламенко снималось через пьезодатчик, и чтобы запись потом попадала на диск. Иначе ощущения от прослушивания были бы незабываемыми, как ни обработай.

Поставив себе задачу сделать качественную запись, гитарист сталкивается с проблемой выбора студии звукозаписи.

Преимущество студии в том, что у нее есть пригодное для записи помещение, качественные микрофоны, аппараты для обработки звука, качественное программное обеспечение, с которым работник студии уже научился работать (что немаловажно, никогда не знаешь, сколько уйдет времени на разбирательство в нюансах какой-то одной программы). Там же могут и сделать качественный мастеринг.

Конечно же, нужно отметить возможные недостатки студий. Первое и самое главное - далеко не все студии умеют записывать акустические инструменты. Студий сейчас развелась тьма, и нужно понимать, кого они обслуживают, чтобы оценить опыт работников студии и реальную готовность вам помочь.

Так как "в формате" синтезированная поп-музыка, студии занимаются большей частью клепанием минусовок и записью голоса. Массовая культура не предполагает знания потребителем нюансов звучания акустических инструментов, потому с ними работники многих студий не заморачиваются, и записывать их мало кто умеет. Узость задач, которые решает студия, часто накладывает ограничения на ее техническую базу и на опыт звукорежиссера, посему может оказаться так, что в ней нет ни подходящего помещения, ни хороших микрофонов, которые годились бы для записи гитары, ни понимания работников нюансов снятия звука, а отсутствие последнего с легкостью перечеркивает все предыдущее. Выходит, что не каждая студия звукозаписи является таковой на самом деле. Подход к формированию материальной базы даже известных студий часто основан на погоне за дешевизной, а результат работы маленьких студий может не отличаться от того, что вы можете записать дома на бюджетной аппаратуре.

Посему нужно искать студию с хорошими ушами звукорежиссера, помещением и микрофонами, это вопрос сбора сведений и отзывов о конкретной студии.

Записывая акустические инструменты, нужно учитывать изменения в снимаемом звуке при изменении расстояния от микрофона до инструмента. Это относится не только к силе звука, но и к тембру. Звук классической/фламенко гитары лучше снимать с отдалением микрофонов от инструмента, звук будет ближе к натуральному. Но возможность такого отдаления упирается в характеристики помещения, если в нем нет надлежащей звукоизоляции и звукопоглощения внутри комнаты, то такой подход может оказаться невозможным. Минус отдаления микрофонов также в том, что последующая обработка будет затруднена, при компрессии вылезут шумы и треск. Это широкая область экспериментов для каждого конкретного помещения, микрофонов, типа гитары и способа игры на ней.

Возможны варианты записи диска в зале с естественной реверберацией. Плюс такого способа в том, что аппаратная (а уж тем более программная) реверберация с натуральной не сравнится. Минус в том, что при частотной коррекции записи звуковой "хвост" будет искажен, из-за чего запись будет звучать совсем не так красиво.

Записывая гитару в чистом виде без предварительных обработок, мы избавляем себя от необходимости переписывать фрагмент заново из-за того, что звукорежиссер что-то не то накрутил, а сам звукорежиссер избавляется от возможных проблем при дальнейшей обработке. Компрессия звука гитары является очень коварным этапом, после которого звук может оказаться непригодным для обработки. Разные специалисты решают этот вопрос по-своему, исходя из собственного опыта.

Готовясь к концерту, мне приходилось рассчитывать смену струн на гитаре так, чтобы до концерта они "уселись", но чтобы басы еще не успели состариться. В случае со студией нужно помнить о том, что по мере состаривания струн гитара будет выдавать другой звук, и его нужно будет иначе обрабатывать. Потому лучше, чтобы струны хорошо устоялись и были "среднего возраста", чтобы изменения в звуке были небольшими. После обработки басы все равно начнут звучать острее благодаря поднятию высокочастотных составляющих, которые содержатся и в звуке басов.

Если вы записали сессию, после которой рассчитывали путем редактирования склепать одну или несколько композиций, то не удивляйтесь тому, что весь материал придется записать заново. Моя работа в помещении студии каждый раз становилась проще из-за привыкания к обстановке. А на такое привыкание может уйти время, даже несколько сессий.

Если записываетесь в холодное время года, рассчитывайте заранее, будет ли осуществлен прогрев помещения перед вашим приходом. Иначе у вас на разогрев пальцев будет уходить лишнее время, и это отразится на качестве дублей.

Внимание нужно уделить также одежде - не должно быть элементов, которые будут стучать о гитару - пуговиц, цепочек, висящих браслетов, молний. На "сырой" записи вы можете почти не услышать треска, а результат обработки вас может удивить. Это правило касается любых условий записи, потому что пуговицы порой могут так громко стучать по нижней деке, что этот звук словит даже плохой микрофон.

Ногой при записи лучше не пристукивать. Особенно если вы записываетесь дома на чувствительные микрофоны - тогда при стуке ногой может трястись стойка под микрофон (со всеми вытекающими). В домашних условиях также обратите внимание на скрипучесть стула и паркета. Есть записи, на которых слышно, что исполнитель пристукивает себе ногой (пример - булериас "Gitanos Andaluces" из альбома Пако де Лусия "Castro Marin"), но для этого нужно расчитать, что за обувь и что за поверхность под ногой - подошвами кроссовок по ковру в такт стучать не стоит.

Записав одну сессию, внимательно прослушайте сырую запись на студийном оборудовании и постарайтесь разобраться в происхождении лишних призвуков. Это не может не помочь поможет вам в дальнейшей работе.

Если вы посчитаете, какие расходы вам светят при покупке бюджетного оборудования и сравните их с расходами на студийную запись, скорее всего, вы придете к выводу, что за те деньги, что придется отдать в студии, можно накупить и того, и сего, записываться самому дома, сколько хочешь, и не переплачивать. Но в случае со студией вы платите за:

- помещение, которого у вас нет, и лучше даже не знать, сколько стоит его построить;
- микрофоны, которых у вас нет и не будет, потому что за такие деньги лучше купить классный инструмент, да и такие микрофоны без хорошего помещения не нужны, потому что вы будете на записи слышать, о чем говорят соседи;
- оборудование, которого у вас нет и не будет, если только вы не захотите перестать быть музыкантом и не переключитесь на звуковую инженерию... тогда зачем вам вообще записываться?..
- знания, которые накоплены звукорежиссером за годы работы с музыкантами разного уровня и с разными инструментами. Пользование знаниями квалифицированного специалиста - это самый весомый пункт;
- мастеринг должен производиться на профессиональном оборудовании. А комнаты для накопления, мастеринга, оборудование и грамотное пользование ими требует немалых финансовых и временных затрат, знания возможностей своей аппаратуры и программ и навыков работы с данной аппаратурой.

Итак, если вы музыкант, и живете в городе, где есть хорошие студии, вам стоит заказать там час времени. Сделайте то же с аналогичными студиями и выберите ту, в которой 1. самый адекватный, на ваш взгляд, звукорежиссер, 2. звучание вам больше нравится, 3. обстановка располагает. Вы получите ценный опыт, сравнив процесс и результаты работы. Если вам нужна качественная запись, лучше больше играть самостоятельно, а после идти в студию в хорошей форме, чем наблюдать, будет ли дома сотый дубль удачным.

Ну и, конечно, собирайте отзывы коллег о разных студиях, но при возможности проверяйте сами.

Можно чем-то испортить звук при обработке или накоплении, но если композиция исполнена с настроением, то оно никуда уже не денется, потому главное - хорошо сыграть. А для того, чтобы настроение было, нужно погружаться в музыку, а не в свойства аппаратуры, каждому лучше заниматься тем, чему он учился.

вівторок, 30 листопада 2010 р.

Ногти гитариста: проблемы и уход. От проблем.

Сегодня снова на мероприятии столкнулся с тем, что нужно что-то делать с ногтем, который треснул, а играть надо уже скоро. Хорошо, что мне когда-то товарищ посоветовал способ приведения ногтя в игровое состояние с помощью салфеток и суперклея - несколько тонких слоев салфетки, пропитанные суперклеем, накладываются на треснувшую часть ногтя, и через 10-15 минут можно играть дальше. Иначе не знаю, что бы я делал - тогда повезло в том, что он случайно оказался рядом тогда, когда возникла проблема.

Такие инциденты - результат лени в вопросах ухода за ногтями, хотя, конечно, если бы у меня было больше исполнительской работы, пришлось бы с этими вопросами сталкиваться вплотную. А так как мероприятия бывают не очень часто, ногти почти всегда никак не укреплены.

Раньше я перед концертом покрывал ногти прозрачным лаком - это давало ощущение защищенности ногтя и его блеск. Кроме того, с таким покрытием было удобнее играть - от лака ноготь становится более округлым, и это сглаживает те изгибы ногтя, что зачастую сильно мешают. Теперь иногда прибегаю к следующему средству: наношу на край ногтя слой суперклея (только не самого дешевого, а какого-то вроде cyjanopan), после чего покрываю лаком. Вроде, укрепляет. Пользоваться акрилом не пробовал - видел, как выглядят ногти, покрытые акрилом. Минус в том, что у акрила неприятный запах, он обесцвечивает ноготь и его лучше наносить на половину ногтя, чтобы не покрывалась вся плоскость. В результате внешнее впечатление получается странноватым.

Использовать накладные ногти не приходилось.

Существуют средства по укреплению ногтей вроде таких, какие продвигает гитарист Миро Симич. Но такие средства дорогие и требуют времени, а мне тратить его лень, когда можно обойтись простыми средствами - клеем и лаком. По сути дела принцип действия комплекта Симича тот же, что с салфетками и суперклеем, но вещества более качественные, якобы ногтям не вредят, покрывается весь ноготь, а суперклеем, понятное дело, лучше покрывать только выступающий ноготь.

Другая проблема, о которой не единожды писали на форумах, это изгибы ногтей, от которых игра становится неудобной и даже невозможной. Я сталкивался с этой проблемой, но заметил, что ногти изгибаются тогда, когда пищевой рацион включают определенные ингредиенты, в других случаях ногти имеют нормальную форму. Однако такие колебания формы индивидуальны, и включать или исключать что-либо из рациона бездумно не стоит, к тому же, судя по собственным наблюдениям, ногти со временем реагируют на разные ингредиенты. Есть способы выравнивания ногтя с помощью жестких скоб, но сказать о таком способе ничего не могу - может, и помогает, но, скорее всего, временно, и носить их на ногтях неудобно и неприятно.

Вопрос прочности ногтя, на мой взгляд, упирается в генетику, для укрепления самого ногтя пользуются солевыми ваннами, но тут, опять же, придерживаюсь мнения о том, что такие средства могут помочь, но не всем, и продолжительность эффекта будет зависеть от разных факторов, и она не бесконечна.

Так что ломкость и другое поведение ногтей - это проблема, от которой можно уйти, лишь взяв в руки медиатор или научившись извлекать звук подушечками пальцев. Классику без ногтей некоторые гитаристы играют, но с фламенко такое не работает. А медиатором, к слову, очень даже фламенкообразную музыку играет вот этот товарищ.

Встречались обсуждения совместимости занятий гитарой и спортом параллельно. Наличие ногтей не подходит для некоторых видов спорта, и здесь, к сожалению, кроме использования накладных ногтей для игры, выбора другого стиля музыки, не требующего ногтей, или отказа от одного из занятий, вариантов больше я не встречал.