суббота, 29 января 2011 г.

Музыкант и интернет

Интернет сильно помогает музыканту. Особенно тому, который хочет и умеет учиться, добывать информацию об артистах, инструментах, стилях. Тонны музыки и видео теперь как на ладони, это не может не радовать. Конечно, когда ты испытываешь недостаток в информации, потом находишь ее бездонный источник, то такое золото быстро превращается в черепки (см. пост Ценность музыкальной информации). Роль интернета в жизни музыканта неоднозначна, в связи с чем возникла идея написать этот пост.

Кроме того, что в поисковиках музыкант может найти интересную и необходимую информацию, которую ему подскажут ни друзья, ни друзья друзей, он также может стать читателем и/или участником тематических дискуссий на специализированных сайтах, благодаря чему он и сам обогатится информацией, и поможет своими наработками другим. Таким образом он реализует свои умения в социально полезной работе.

Минус специализированных тематических сообществ: чтобы найти полезную информацию, начинающему (особенно ему) нужно потратить очень много времени в слежении за темами и комментариями к ним. Но это не единственный минус. Музыкант узкого профиля обычно знает всех коллег в своем городе и, как правило, не имеет больше шансов познакомиться с другими артистами того же направления, новые люди в таких тусовках - обычно новички, страдающие недостатком информации. Когда-то таким был и сам музыкант, который теперь владеет достаточными знаниями, чтобы помочь новичкам, но ведь он и дальше хочет развиваться, но может столкнуться с ситуацией, когда никто в его местности ему уже не поможет, и надо искать помощи в других местах. В случае, когда нет возможности поехать туда, где она есть, на помощь приходит интернет.

Так музыкант оказывается привязанным к интернету, и постепенно втягивается в быстрые потоки информации - нужной и ненужной... главное, что есть поток, нахождение в нем - уже процесс. Если оторвать человека от компьютера, он будто будет вырван из жизни.

Если, например, гитарист из Украины общается с гитаристами из России и других республик на специализированных форумах, то он после порции общения очень может испытывать дискомфорт. Сел за компьютер, к примеру, в 7 вечера, просидел до 11, а то и дольше, шарясь по темам, и, с тоской выключив компьютер, думает: я искал ответ на вопрос, нашел ли я его? Один юзер там что-то по делу говорил, второй еще пару слов сказал, но это мне и так известно, остальные трепались от нечего делать. Но ведь и упомянутый музыкант на форуме оказался отчасти по той же причине.

Так проходят месяцы и годы, и каждый день музыкант, когда у него нет работы, сидит за компьютером, посещая несколько форумов и механически читая треп, с остервенением френдя новых музыкантов на фейсбуке, будто от их количества когда-то будет зависеть его задействованность в концертах. И почти нигде он не находит нужной информации об инструментах, канонах стилей, особенностях техники игры. Чаще всего он их находит на слабопосещаемых сайтах - это сканы оригинальных изданий или переведенные энтузиастами редкие и полезные пособия.

Для меня написание статьи - это событие, хотя времени нужно часа три. Конечно, если клепать картинки и аудиоприложения к статьям, то и больше. А сколько времени уходит почти каждый день на сидение в интернете, читая посты и комменты "френдов", в т.ч. тех, кого я лично не знаю и даже не узнаю?.. Даже больше, но это время уходит очень быстро. Скорость течения времени, проведенного в полезной работе, по ощущениям не так велика.

Иногда приходилось дискутировать о том, относительно ли понятие времени, считая, что оно для всех одинаково, ведь секундная стрелка движется с одной скоростью для всех, а оппоненты говорили, что от личного восприятия времени многое зависит. Сейчас мое мнение склоняется к тому, чтобы собственное восприятие времени ставить выше принятых физических величин, ведь мне интересны законы существования моего собственного мира, а в нем время течет с разной скоростью. Его течение является мерилом умения поставить цель и выполнять работу по ее достижению. Если бы мир не испытывал потребности в том, чтобы человек развивался, ни человека, ни времени бы не существовало.

Музыкант и музыка живут благодаря времени, исполняемая музыка - это в физическом смысле колебания воздушной среды, а они жестко привязаны ко времени. Это пространство, с которым музыкант знакомит других людей, и другим дается возможность посетить иные пространства, кроме офисного стола, кухни и содержимого браузера. Дома после рабочего дня нет сил воспринимать ничего кроме того, что дает массовая культура... интернет, к слову, в человеке этих сил не тренирует. Особенно, если интернет - это повседневная рабочая среда. Музыкант делает видение мира другого человека шире, и нередко случается так, что услышанная краем уха мелодия уводит человека из привычного ему пространства, она начинает крутиться у него в голове, окрашивая мысли в другой цвет; позже человек, не проявлявший интереса к музыке, начинает ею интересоваться. Музыка - это магия, интернет же помогает музыканту на ранних стадиях добыть информацию об элементарных магических приемах, но глубокому осмыслению не учит. Осмысление своего предназначения музыканту необходимо, чтобы иметь веру в то, что он зачем-то нужен другим. И не столько виртуальным френдам, которые лишний раз пришлют смайлик или нажмут кнопку "мне нравится", сколько тем людям, что случайно окажутся на твоем концерте, послушают с безучастным лицом, уйдут с концерта с таким же, но и на следующий придут.

Музыкантов интернет привлекает тем, что есть возможность стать известным хотя бы в кругах пользователей интернета, не давая концертов, но размещая ролики на сайтах видеохостинга. Эти ролики могут оказаться интересными многим пользователям, но даже когда количество просмотров достигает нескольких тысяч, это не помогает артисту реализовывать свои умения, исполняя музыку на концертах. От того, что видеоролик посмотрел один человек в Аргентине, двое в США, пятеро в Москве, двое в Киеве, один в Перми, один в Екатеринбурге, двое в Испании, создается общее количество просмотров, но это не создаст погоды в задействованности в концертах.

Многих музыкантов может вдохновлять пример таких исполнителей, как Петр Налич, который якобы раскрутился с коллективом, благодаря одному ролику в Интернете. Но не стоит сбрасывать со счетов вероятность того, что сам видеоролик вполне мог быть частью промоушена коллектива, и не все так просто, как гласит его легенда.

Интернет хорош на начальных стадиях раскрутки, когда, не имея возможности выступать на концертах, запись очередного аудио/видеоролика является мотивацией к движению вперед. С помощью ресурсов типа myspace можно заявить о себе, но для того, чтобы это заявление было эффективным, нужно постоянно посещать страницы других музыкантов и оставлять на стенах сообщения, где присутствует твое фото, видео, ссылка на сайт, этим надо заниматься постоянно и методично, но это вряд ли поможет, особенно на постсоветсвком пространстве.

Даже если музыкант на специализированном форуме познакомится с кем-то, кто сможет устроить ему концерт в своем городе, не нужно мигом на такое соглашаться. Если он не знает человека лично, не знаком с его "задвигами" и слабо представляет, чем общение с ним для него обернется, лучше с ним не связываться, если все, что о нем известно - это его имя, пол, примерный возраст, интересы и место проживания. Этого далеко не достаточно, чтобы иметь с таким человеком дело. Потому более эффективным способом заводить знакомства является участие в фестивалях, концертах, тематических тусовках. Познакомившись с музыкантом лично, потенциальный организатор какого-либо концерта более расположен пригласить на концерт именно его, чем другого музыканта, о котором он знает только из интернета. Вопросы приглашения музыкантов решаются на основе личных знакомств или советов знакомых, потому в чем интернет здесь и поможет, то это только в виртуальном, предварительном знакомстве с нужными людьми. Роль посещаемых ресурсов не стоит того времени, которое многие музыканты им уделяют, ожидая, что с их помощью что-то когда-нибудь обломится.

Не обломится, я проверял! Вот вам простые примеры.
Мои ролики просматривает немалое количество людей на youtube. Обучающие видеоролики по гитаре фламенко пользуются большим спросом - оказывается, приемами игры фламенко владеют многие, но составлять понятный обучающий видеоряд не у всех руки доходят, потому спрос на такие ролики велик. Я зарегистрирован на многих ресурсах, информация обо мне доступна и в профайлах, и на моем персональном сайте. Но все эти средства, на которые потрачена уйма времени, не увеличили моей задействованности в концертах, больше всего я ездил на гастроли в Россию, и почему? - потому что в 2004 году познакомился с организатором концертов на фестивале в Одессе. Остальные концерты, в которых я участвовал, организованы самостоятельно, интернет разве что помогает мне в их анонсировании. И, опять же, анонсы на сайтах не приводит столько людей, сколько приводит упоминание в афише знакомых фамилий - многие зрители являются постоянными, желанием прийти на концерт движут живые воспоминания о предыдущем событии.
Если кто-то из организаторов тематического мероприятия рассматривает вариант приглашения тебя или твоего коллектива, то сколько видеороликов и т.п. информации ни вышли, все равно решение будет принято только после личного общения с организатором вечеринки или агентом, который будет тебя лично рекомендовать организатору. То, что и как ты им вживую о себе расскажешь, ценнее горы видеороликов. Люди всегда больше всего тратят денег на поддержание старых и приобретение новых иллюзий, вот и музыкант, ищущий работу, часто вынужден уметь рассказывать о себе в тех красках, в каких заказчику приятно будет его представить, для многих это важнее качества исполнения.

Вот и для многих из нас иллюзии о том, что нам может дать интернет, важнее того, что он нам реально дает. Ожидаешь приятных ощущений от получения интересной информации, а чувствуешь только запах сгоревшего времени.

Комментариев нет:

Отправить комментарий