Актуальность темы связана с тем, что нередко между гитаристами ведутся споры о преимуществах тех или иных приспособлений - хоть они все и похожи, но в использовании отличаются. Кроме того, обилие наименований одних и тех же по принципу действия (хоть и не по конструкции) предметов сбивает с толку начинающих гитаристов, осваивающих фламенко. Но споры эти ведутся постоянно, и не только между начинающими. Потому, чтобы иметь какую-то определенность в вопросе, нужно прийти к собственному выводу. Эта статья, возможно, поможет гитаристу информацией, которой он может воспользоваться, чтобы прийти к собственному выводу о сути темы. Чем больше будет таких гитаристов, тем лучше - личное, а не заимствованное, мнение, какое бы оно ни было, уже представляет ценность.
Начнем с того, чем вообще сехилья отличается от каподастра.
Каподастр (capo d'Astro, capo tasto) - приспособление, в назначение которого можно вникнуть, почитав вики-статью на русском, а лучше на английском. Назначение одно: смена тональности.
Чаще всего такие споры ведутся между гитаристами, исполняющими фламенко. Дело в том, что кроме тех видов каподастров, которые обычно широко представлены на музыкальных рынках разных стран, существует особый тип устройств - традиционная сехилья, используемая обычно для фламенко, ее в магазинах не продают, так как товар этот экзотичен (как и все, что связано с фламенко) и недешев. Она изготавливается из дерева разных пород и фиксируется с помощью колка (некоторые мастера, кому лень делать колок самостоятельно, берут скрипичный). Особенность сехильи в том, что в ней нет металлических элементов, что делает ее легкой. Особенно в случае с легкой традиционной гитарой фламенко из кипариса и деревянными колками вес сехильи имеет значение - ведь гриф также участвует в звукообразовании, а тяжелая сехилья вибрации глушит. На практике, полагаю, это не так уж сильно ощутимо. Но вопрос не только в весе устройства, но и в удобстве постановки, и в габаритах, и эти факторы нередко становятся предметом споров, хотя вопрос удобства индивидуален.
Прежде чем пройтись по деталям, хотел бы обратить внимание читателя на то, что при выборе каподастра в магазине нужно обязательно обращать внимание на форму: он может быть либо плоским, что подходит для классической/фламенко гитары, либо изогнутый, что хорошо для гитар эстрадного типа с "округлым" (радиусированным) грифом. Во всяком случае, на каподастрах Jim Dunlop есть обозначение "FLAT" (плоский) или "CURVED" (изогнутый). Об этих различиях консультанты магазинов чаще всего не знают, но вы должны знать, потому что неизвестно, сможете ли вы вернуть каподастр в разорванной упаковке, еще и со следами от струн на резине просто потому, что вам не сказали о том, какого он типа.
Большой популярностью пользуются упомянутые каподастры Jim Dunlop. Охват грифа регулируется ремешком, удобно защелкивать. При его перестановке я испытываю неудобства с регулировкой длины ремешка - скажем, переставляя его с 1 лада на 3-й надо отрегулировать. Этого неудобства нет у традиционной сехильи, и это главная причина того, почему я отдаю ей предпочтение.
Есть каподастры из металла, которые достаточно удобны в постановке и перестановке, но многие из них очень массивны. Чтобы выяснить, покупать или нет, нужно его самостоятельно испробовать. Массивные каподастры, как правило, более мощны и подходят больше для вестерн-гитар, нежели для классических или фламенко. Если каподастр сильно прижимает струны к ладам, от этого страдают лады, потому его оптимальную мощность нужно подбирать под ваш инструмент.
Важной деталью является резинка (кожа на сехильях), которая контактирует со струнами. Из-за разности диаметров струн некоторые струны при нежесткой фиксации прижимаются, а какие-то звенят. Чтобы прижимались все струны, нужно усилить нажим, но если резинка/кожа тонка, то даже при усилении нажима проблемы не исчезают. Вывод: она должна быть не очень тонкой, и каподастры Dunlop в этом плане хороши. Кроме того, они имеют надежный ремешок, в отличие от более дешевых каподастров того же типа, у которых он протирается.
Каподастры целиком из пластмассы покупать не следует, потому что они быстро ломаются.
Если Вы хотите сделать сехилью самостоятельно, вот мои соображения насчет ее удобства.
Некоторые делают длинный колок, он высоко торчит над грифом, мне лично это неудобно, хотя многие могут не обращать внимания. Подходит и скрипичный колок, отверстие высверливается также в виде конуса насквозь. В дизайне сехильи свободы полно, в т.ч. по материалам. Если колок начнет скользить, можно его слегка потереть канифолью, так делают скрипачи, чтобы колки не спускались. Хотя мне один мастер, который мне сделал сехилью еще в 2003 г, говорил насчет мела и мыла - если ими потереть колок, будет достигнут баланс трения. Обычно использую 3 нейлоновую струну. Лучше, струна не контактировала с грифом, но некоторые сехильи делают и без кожи на струне. Хоть и есть небольшие потертости на обратной стороне грифа, но мне так удобнее пользоваться. Лучше, чтобы сехилья была с таким запасом длины, чтобы струны прижимались и на 8 ладу. Гитаристы фламенко нередко ставят сехилью на 6 лад, чтобы тональность была удобной для певца, хоть произведения соло с такой далекой постановкой и не играют. На 6, даже 7 ладу длина должна обеспечивать спокойную игру, чтобы 1 струна не вылазила. Для узелка на обратной стороне сехильи должна быть предусмотрена адекватного размера выемка.
Сам я пользуюсь традиционной сехильей, но про запас имею каподастр Dunlop в случае обрыва на нем струны, держащей колок. Такое случается, хоть и совсем нечасто, и этом можно отнести к минусам традиционной сехильи. К ее минусам также можно отнести то, что из-за выступающего колка не все аккорды выходить удобно взять, но это относится к очень малоупотребимым аккордам.
Насчет конструкции и удобства сехильи есть обсуждение на форуме любителей фламенко.
Свои наблюдения по теме прошу излагать в комментариях.
Немає коментарів:
Дописати коментар