четверг, 3 марта 2011 г.

Ноты vs. табы фламенко. О правильном способе записи

Нередко на форумах посетители задают вопросы, нет ли у кого нот какой-либо композиции в стиле фламенко, и табы просьба не предлагать. В результате либо они находят интересующие их ноты, которые зачастую написаны параллельно с табами, либо находят только табы и громко плюются от того, что это не ноты. Параллельно с этим развиваются дискуссии о том, чем же ноты лучше табов или наоборот, и классические гитаристы, желающие осваивать фламенко, пользуясь привычным им методом чтения нотного текста, называют ноты более универсальным способом записи, а табы - древним способом, который уже якобы изжил себя, и теперь пора всем пользоваться нотами. Использование табулатуры выставляется в таком свете, будто это признак отсталости.

Читатель этого поста, вероятно, по манере изложения верхнего абзаца понимает, какого я мнения о таких доводах. Доказывать исполнителям фламенко, что пользоваться надо нотами, а не табами, - примерно то же, что уверять буддиста, что креститься надо слева направо, а не наоборот.

Начну с того, в чем ноты вовсе не хуже табов:
- тем, что этот способ записи позволяет исполнителю на одном инструменте корректно интерпретировать текст, изначально предназначенный для другого инструмента;
- тем, что нотная запись, в отличие от табов, обязательно предполагает наличие указания длительностей и разбиения ритмичной музыки на такты, что в ритмичных формах очень не вредит;
- тем, что ноты пишут люди, имеющие музыкальную подготовку, и нотный текст чаще корректен. Табы же часто пишутся кем попало в текстовом редакторе, их качество весьма сомнительно, и в интернете такого добра очень много, его фильтровать удается не сразу.

А чем табы не хуже нот?
- тем, что принцип их чтения можно очень быстро объяснить, чтение требует лишь умения считать струны и лады, это большинству под силу;
- они исключают необходимость указания струны, на которой извлекается звук, иллюстрируют шаблоны аппликатуры левой руки в каждом фрагменте, в нотах же не всегда можно понять, на какой струне играть какую ноту, хотя это зачастую принципиально;
- удобство написания даже в текстовом редакторе с указанием легато и разбиения на такты;
- существуют программы вроде Guitar Pro, в которых записывается табулатура с флажками и даже с возможностью двухголосной записи, и готовый текст можно тут же прослушать, что особенно полезно для развития предслышания музыки и выработки чувства ритма.

Доводы о том, что табы в принципе хуже нот, я отрицаю. Конечно, классику, которая изначально существует в нотном виде, записывать табами не совсем корректно. Что же касается фламенко - и табы, и ноты имеют вспомогательную роль, главное - усвоение шаблонов аппликатуры, достижения нужного звучания, повторения музыкальной фразы на слух, и способ записи здесь неважен. Другое дело, что часто гитаристы с классическим подходом к звукоизвлечению читают нотный текст и извлекают звук по-классически - мол, как научили, так и играю. Фламенко - настолько коварный в этом отношении стиль, что если с листа произведение начнет играть даже классический гитарист высокого уровня, то сможет возникнуть ощущение, будто он на гитаре играет совсем недавно. Потому что без определенных практических навыков, владения приемами, знания особенностей звукоизвлечения и выработанного ощущения того, почему здесь нужен тот или иной прием игры, играть фламенко по нотам не выйдет. Доводы же о том, что фламенко - это цыгане, а цыгане - это свобода, и каждый волен строить аппликатуру так, как ему вздумается, говорят о том, что гитарист не хочет принимать факт наличия канонов затем, чтобы показать, что у него есть даже на этот счет свое мнение, а о качестве исполнения музыки речи не идет. Такие чаще всего склонны больше разговаривать, нежели играть, и выдавать всякую лажу за синкопу.

К моему посту я не призываю относиться как к истине. Это мое мнение, которое подтверждается собственной практикой исполнения и записи музыки фламенко в виде табулатуры, а также наблюдением за деятельностью других музыкантов. Как понимаете, каждый волен в собственном блоге писать все, что ему вздумается, что я и делаю... но по теме существуют и псевдонаучные статьи, читая которые, я испытываю широкую гамму тошнотворных ощущений.

Вот статья, написанная некой Е.В.Кравченко. Все доводы автора о недостатках табулатуры смешны. Во-первых, постановка от способа записи вообще никак не зависит, по нотам можно играть криво, а по табам красиво. Во-вторых, отличие табов от нот не является минусом, это свойство, а доводы об отсутствии специальных знаков говорят о том, что автор просто не в теме и не знает, какими бывают табы. Будучи не в теме, писать статьи, претендуя на научный контекст, неразумно. Третий довод о громоздкости табулатуры - это просто совсем вообще. Форма записи, исключающая указания струн, уже как минимум лаконичнее. В этой же статье роль преподавателя превозносится настолько, что поверивший автору начнет верить в то, что он без преподавателя никто и ничто, и бегом к нему, других вариантов нет. Это удобная позиция - хочешь создать спрос - докажи собственную исключительность. Но практика, в т.ч. моя, показывает, что если относиться к открытой информации с должным вниманием, без преподавателя можно обойтись. А если речь идет о таком преподавателе, как автор упомянутой статьи, то лучше без него обойтись, вооружившись самоучителями, видеопособиями, а главное - записями музыки.

В пользу табулатурной записи композиций фламенко работает тот факт, что качественных образцов табулатуры можно в интернете найти намного больше, чем нот. И если гитарист ими пренебрегает просто потому, что ноты ему приятней / привычней / кажутся более правильными, то ему просто не надо играть фламенко. Если бы было очень надо, научился бы сам снимать на слух. Кроме того, фламенко - вообще неправильная музыка. В ней все неправильно - и посадка, и звукоизвлечение, и приемы, и выразительность. Потому вообще непонятно, чем грамотных в нотном смысле гитаристов привлекает этот стиль.

А если серьезно, то не стоит пренебрегать качественными транскрипциями, их в интернете не так много, и большинство из них (к примеру, работы Фошера... ну и мои тоже, хехе) существуют только в табах (если же в гитар про - то там можно включить нотный режим). Потому положение гитариста на постсоветском (да и вообще на неандалузском) пространстве таково, что хвататься надо за то, что есть. А при том якобы обилии информации, которую можно откуда-нибудь скачать, реально полезна только очень малая ее часть.

Наконец, хочу акцентировать на абсурдности фразы в заглавии - "о правильном способе записи". Нет способа записи правильного или неправильного. Есть исполнение хорошее, есть не очень. И плохое, даже по хорошо написанным нотам или табам. Исполнители фламенко не пишут нот/табов сами, вместо них это делают другие люди, которые зачастую делают ошибки, и они просачиваются в официальные нотные издания, потому необходимо уметь снимать музыку фламенко на слух самостоятельно.

2 комментария:

  1. Женя, привет... На мой взгляд, единственное важное отличие нот от табов, то что в нотах для профессионала сразу видна и мелодическая, и ритмическая, и гармоническая структура композиции, не говоря уже о том, что музыканты-профессионалы, люди обладающие развитыми навыками сольфеджио и натренированным слухом, могу читать музыку прямо с листа, в голове слыша как она должна звучать, а также заучивать музыку прямо с листа, не держа музыкальный инструмент в руках... Не говоря уже о том, что только ноты дают возможность увидеть согласованность одного инструмента с другими инструментами ансамбля, потому что ноты есть универсальный язык между инструментами... Также ноты дают более легкую возможность оценить возможность транспонирования музыки в другую тональность...

    Мне кажется это очень важные вещи, в общих характеризующие профессионализм музыканта... не как исполнителя, и именно как музыканта в более широком смысле...

    Если говорить о чисто гитаре, то конечно разница что использовать ноты или табы - не так велика... Что я делаю, например, перевожу табы в ноты, печатаю и могу изучать их без гитары, после чего разучить как их играть уже не представляет большого труда.

    Каждый подход оправдан сообразно целям, которые преследует музыкант... Исторически табы существовали еще тогда, когда нот в помине не было...

    ОтветитьУдалить
  2. Преимущества нот для исполнения классики очевидны, они действительно являются универсальным способом записи. Но с фламенко ситуация несколько другая: важно передать аппликатурные шаблоны, и с этим табулатура справляется не только не хуже нот, но и текст лаконичней. Так как фламенко - музыка народная, и многие носители этой культуры нот не знают, табулатура для них является простым способом записи при необходимости, хотя таковая возникает у них очень редко.

    ОтветитьУдалить