вівторок, 30 листопада 2010 р.

Ценность музыкальной информации

Актуальность этой темы в затрагиваемом контексте состоит в том, что человек, желающий постичь основы или улубиться в нюансы какого-либо вида деательности, неизбежно начинает искать информацию по теме, где только может. В моем случае и, полагаю, в случае большинства читателей этого блога это информация о каком-либо музыкальном стиле. Прежде всего имею в виду фламенко, хотя в общем нижеследующее касается любого другого этнического стиля.

Когда я начинал учиться играть, интернет для меня был роскошью - в конце 90-х, да и позже, не имея собственного компьютера, я ходил в интернет-клуб и посещал всевозможные сайты, посвященным технике фламенко или гитаристам. Сайтов, содержащих нюансы техники, тогда практически  не было, и скачать фильм или видеокурс тогда было почти невозможно. Вот и выходило, что практически всю полезную информацию о структуре композиций и приемах игры я черпал из аудикассет, а новые мне разными способами доставались с частотой раз в несколько месяцев.
Чуть позже наступило время, когда технологии стали более доступными, и у меня появились знакомства с теми, у кого была информация, которой мне не хватало, в связи с чем процесс усовершенствования техники пошел быстрее - видеозаписи показывали, как играть апойяндо, пикадо, альсапуа, расгеадо и т.п., увиденное на записях помогло избавиться от многих ошибок, допущенных вследствие неправильной трактовки приема при снятии с аудиозаписи. Особенно актуально это было для расгеадо, а о том, как играть альсапуа, я без видеозаписей не догадывался, хотя пробовал подражать и так, и сяк.

Задав себе вопрос, что же с того времени поменялось, я прихожу к выводу, что по сути ничего, кроме того, что информация обесценилась, и ее поток сбивает с толку желающих осмыслить тончайшие нюансы музыки фламенко. Нужна видеозапись - на youtube есть все, для поиска аудио также существуют многочисленные средства. Чего же не хватает тогда тем, кто учится играть? Кажется, будто в интернете есть все, а вопросы не только новичков, да и грамотных музыкантов о базовых элементах говорят о том, что многие информацию не могут правильно интерпретировать.

Момент интерпретации увиденного/услышанного я считаю ключевым, и большую иллюзию вижу в том, что, имея множество пособий, проще будет разобраться в сути. Берете первую попавшуюся запись традиционного фламенко... К примеру, "Fuente y Caudal" Пако де Лусия, любой традиционный альбом Пако Пенья, тот же Сабикас, Санлукар... Одна-единственная композиция содержит во много раз больше информации, чем многие усваивают, просмотрев десять видеошкол. Потому что, кроме приемов игры, там и нюансы композиции, и аранжировки, и структура, и индивидуальная манера игры, и настроение, создаваемое разными способами, и на этом стоит делать акцент, но разбираться в этих тонких нюансах не учит ни одна видеошкола.

А зачем объяснять эти нюансы в видеошколах? Во-первых, на родине фламенко они передаются путем живого наследования - если ты знаешь человека, его манеру общения и слышишь его игру вживую, наследовать нюансы техники намного проще. Кроме того, рассказать обо всем невозможно, и если взяться за одну конкретную композицию, можно сделать большое видеопособие с трактовкой нюансов игры. Но задача видеошколы - показать всего понемногу, и охват материала побудит потребителя приобрести видеопособие. Сами видеопособия зачастую состоят из объяснения приемов и ритмических схем, это и правда базовые элементы, строительный материал музыки, однако видеошколы не учат строить, показываются стандартные основные детали техники и готовые конструкции - традиционные или авторские. Остается самостоятельно разбираться, прослушивая записи артистов, стараясь осмыслить как можно больше мелких нюансов. И как это раньше достигалось самостоятельной работой, так достигается и сейчас.
В общем, нужно больше слушать и анализировать услышанное на предмет ритмов, гармоний, мелодических движений и способов достижения нужной выразительности.
Дабы помочь читателям в этом, мною написана статья по снятию музыки фламенко на слух - первая часть и вторая часть.

Сложилось так, что я учился в вузе на специальности "защита информации". Занимательно было изучать, каким же образом устройствами снимается информация по разным каналам. Если не знаешь природы образования каналов утечки информации, снятие информации может показаться волшебством. Хотя если соображать в физике, многое становится ясным и не специалисту в области защиты информации, потому что суть дела - использовать побочные физические явления. В этом случае нужно знать, какими путями подобраться к этой информации, а остальное делает техника, хотя человеческий фактор, несомненно, тоже играет роль. В случае со снятием музыки ситуация, с одной стороны, упрощена тем, что вся информация как на ладони - запись содержит все, и это все перед тобой. С другой стороны, возникает упомянутая сложность - интерпретация информации, так как устройств, раскладывающих нюансы по полочкам, не существует (всякие программные "транскрибаторы" и другие игрушки в счет не принимаются), приходится звук пропускать через слух и мышление, и вопрос упирается в возможности этих природой данных благ, которые способны развиваться и нуждаются в тренировке, если есть желание играть фламенко, но нет возможности учиться в Испании. А тренировка эта достигается работой слуха и анализом информации, а вовсе не накопительством обучающего материала. С точки зрения защиты информации это информация открытая, но в то же время хорошо защищенная. У кого больше дисков, пособий и т.д., тот меньше ценит единицу информации и отдаляет себя от работы над выслушиванием нюансов какого-нибудь одного  произведения, пусть и всем известного, но всегда можно в нем услышать еще что-то, надо только уметь слушать. Чего и всем желаю!

5 коментарів:

  1. Хорошая статья, Жень. Хочу добавить что тот самый "путь живого наследия" дорогого стоит. И после того как я пообщался с Хорхе пять дней (по часу в день) я понял что если бы я этого не сделал то многие вопросы для меня так и остались бы не раскрытыми. А теперь даже анализировать услышанное стало легче. Нет, всё таки есть в гитаре флеменко определённые нюансы, которые ни видео, ни аудио, ни печатные пособия раскрыть не могут.

    ВідповістиВидалити
  2. Конечно, это особенно касается взаимодействия гитариста и других артистов, структуры форм. Когда довелось аккомпанировать испанским артисткам, столкнулся с этой проблемой вплотную - если как солист я могу играть, выучив произведение, то в вопросах аккомпанемента надо ориентироваться, зная стандарты, которые постигаются лишь практикой, которой здесь ни у кого нет.

    ВідповістиВидалити
  3. Согласен, но я больше склоняюсь к тому, что знание тех самых стандартов это и есть некая база. А сольное исполнение это уже более высокий уровень и без знания базы играть сольно... ну не то чтобы нельзя... в общем, всё равно что изучать ядерную физику не зная механику. Или как то так...

    ВідповістиВидалити
  4. игра соло и аккомпанемента - это, конечно, умения связанные, но одно не означает другое, можно быть хорошим солистом, но фиговым аккомпаниатором, и наоборот.

    ВідповістиВидалити
  5. Я, по ходу, наоборот. :-) Ни разу ещё без косяков сольно не выступил.

    ВідповістиВидалити