Мне кажется, взаимоотношения формы и содержания в искусстве - один из наиболее важных вопросов: изменение взглядов на него является отражением изменений в себе, в частности показателем приобретения опыта. Как у меня с этим дело обстоит сегодня?
Содержание - это то, что просто в человеке есть: оно сформировалось независимо от работы над формой. Его установки, суждения, сочетание видимых и теневых качеств, стремления, способности - вот содержание. В искусстве люди стремятся его выразить, но для этого им нужна форма, к которой они относятся с меньшим или большим уважением.
Содержание и форма - понятия в чем-то противоположные: у кого-то в деятельности происходит перекос в сторону соблюдения формы в ущерб содержанию, а кто-то себя выражает в двух неотшлифованных аккордах или движениях так, что этого для самовыражения достаточно, форма может уйти на второй план. Однако содержание, обрамленное формой - это оптимальный вариант, который будет понят большим количеством людей, но между С. и Ф. должна быть выдержана оптимальная пропорция. Форма существует лишь затем, чтобы в нее поместить содержание: зрительный зал собирается не затем, чтобы полюбоваться гончаром, который показывает пустой кувшин идеальной формы. Каждый захочет заглянуть в него, попробовать содержимое на вкус.
Но, к примеру, если для кого-то достижение идеальной формы - самоцель, то он пойдет на концерт техничного, пусть даже слабосодержательного артиста, чтобы увидеть, какая у него техника. Это вполне может быть причиной похода на концерт и уже давать другим вдохновение, что, в принципе, уже неплохо. Но люди не посвященные, не понимая всех технических нюансов, зададутся резонным вопросом: "Быстро, четко, ага. Ну и что?".
Не нужно на концерте беспокоиться о соблюдении идеальной формы и быть в состоянии повышенного внимания к ней: это подмена понятия воды, по которую идет на концерт зритель, понятием стакана. Форму нужно нарабатывать регулярными занятиями, чтобы на концерте заниматься исключительно вложением содержания в то, что уже отработано. Показывать, кто ты есть, опираясь на актуальный уровень техники. Не хватает ее - значит не хватает, лучше несколько честных лаж, чем целый концерт приковывать собственное внимание к форме, тем самым содержание - к уровню плинтуса.
Но кто знает, что будет, когда ты отставишь вопросы формы на второй план и упрешься в вопросы содержания? Содержание - это ты сам, а встреча с собой может только извне показаться поэтическим действом. Природа придумала множество защитных механизмов от этой встречи, и она всегда знает зачем. Зацикливание на форме мне кажется одним из таких механизмов, однако в целом форму необходимо уважать. Вот такое оно, единство противоположностей в условиях артистического бытия.
Содержание - это то, что просто в человеке есть: оно сформировалось независимо от работы над формой. Его установки, суждения, сочетание видимых и теневых качеств, стремления, способности - вот содержание. В искусстве люди стремятся его выразить, но для этого им нужна форма, к которой они относятся с меньшим или большим уважением.
Содержание и форма - понятия в чем-то противоположные: у кого-то в деятельности происходит перекос в сторону соблюдения формы в ущерб содержанию, а кто-то себя выражает в двух неотшлифованных аккордах или движениях так, что этого для самовыражения достаточно, форма может уйти на второй план. Однако содержание, обрамленное формой - это оптимальный вариант, который будет понят большим количеством людей, но между С. и Ф. должна быть выдержана оптимальная пропорция. Форма существует лишь затем, чтобы в нее поместить содержание: зрительный зал собирается не затем, чтобы полюбоваться гончаром, который показывает пустой кувшин идеальной формы. Каждый захочет заглянуть в него, попробовать содержимое на вкус.
Но, к примеру, если для кого-то достижение идеальной формы - самоцель, то он пойдет на концерт техничного, пусть даже слабосодержательного артиста, чтобы увидеть, какая у него техника. Это вполне может быть причиной похода на концерт и уже давать другим вдохновение, что, в принципе, уже неплохо. Но люди не посвященные, не понимая всех технических нюансов, зададутся резонным вопросом: "Быстро, четко, ага. Ну и что?".
Не нужно на концерте беспокоиться о соблюдении идеальной формы и быть в состоянии повышенного внимания к ней: это подмена понятия воды, по которую идет на концерт зритель, понятием стакана. Форму нужно нарабатывать регулярными занятиями, чтобы на концерте заниматься исключительно вложением содержания в то, что уже отработано. Показывать, кто ты есть, опираясь на актуальный уровень техники. Не хватает ее - значит не хватает, лучше несколько честных лаж, чем целый концерт приковывать собственное внимание к форме, тем самым содержание - к уровню плинтуса.
Но кто знает, что будет, когда ты отставишь вопросы формы на второй план и упрешься в вопросы содержания? Содержание - это ты сам, а встреча с собой может только извне показаться поэтическим действом. Природа придумала множество защитных механизмов от этой встречи, и она всегда знает зачем. Зацикливание на форме мне кажется одним из таких механизмов, однако в целом форму необходимо уважать. Вот такое оно, единство противоположностей в условиях артистического бытия.
Спасибо, Женя! Много интересных мыслей!
ВідповістиВидалити